Бортовик автомобильный

Бортовик автомобильный

Бортовик автомобильный.

Multitronics VC-731 3-500x500

Бортовой компьютер (БК, бортовик, компьютер) — представляет собой цифровой прибор, который

способен производить определенные электронно-вычислительные операции на основании данных, которые поступают от различных датчиков установленных в самых разных и важных точках автомобиля.
ПО ТИПУ НАЗНАЧЕНИЯ БОРТОВЫЕ КОМПЬЮТЕРЫ ДЕЛЯТСЯ НА ДВА КЛАССА:
• Универсальные, которые определяют географические координаты, могут подключаться к Интернету и получать/отправлять данные, включают в себя мультимедийную систему (аудио/видео).
• Узконаправленные, к этому классу принадлежат: диагностические компьютеры, маршрутные компьютеры, а также электронные системы управления автомобиля.
Как правило, бортовой компьютер совмещает в себе не только устройство, способное обнаруживать неисправность, но и диагностический сканер, который может делать заключения на основании данных, поступивших от датчиков и ускорять процесс диагностики или ремонта. Бортовой компьютер можно встретить на инжекторных, дизельных, но никак не карбюраторных ДВС.
Так повелось, что бортовым компьютером, автомобилисты чаще всего именуют самый обыкновенный маршрутный компьютер или диагностический автосканер.
Универсальный бортовой компьютер прекрасно совмещает в себе многофункциональность, т. к. может работать как бортовик, DVD-проигрыватель, а также выполнять функцию GPS-навигатора. В некоторых моделях автомобилей универсальный бортовой компьютер дополнен датчиками, которые входят в состав системы парктроников или системы управления зажиганием, форсунками, обеспечения экономичности.
Чаще всего БК данного типа реализованы при помощи сенсорного от 7-ми до 15-дюймового дисплея. Какой-либо четкой формулировки о том каким должен быть бортовой компьютер — не существует, поэтому каждый производитель изготавливает его на свое усмотрение. Конструктивно системные блоки могут быть выполнены как угодно 1/2DIN, 1DIN, 2DIN. Как правило универсальный компьютер аналогичен по своему устройству с полноценным домашним ПК, т. е. имеет почти все те же узлы и комплектующие. Главным отличием одного от другого можно считать тип системного накопителя, в автомобильных бортовых компьютерах применяются:
1. Микросхемы электронной флеш-памяти (в более ранних моделях).
2. Электромеханические накопители 2,5 дюймового формата.
3. Твердотельные накопители SSD.
Для многих будет открытием то, что если извлечь автомобильный бортовой компьютер из его посадочного гнезда и подключить к 12В-тному блоку питания, то на нем можно будет работать как на обыкновенном персональном компьютере.
МАРШРУТНЫЙ КОМПЬЮТЕР
Первые серийные компьютеры начали появляться ближе к 2000 году, их производителем стала американская компания Tracer. Что до маршрутных бортовых компьютеров, то они появились за 30 лет до этого на первых раллийных автомобилях, в далеких 70-х годах. По прохождению еще 20 лет в 90-х ими начали оборудовать серийные «легковушки».
Главной задачей во все времена, скажем так, «первоначальной миссией» маршрутного компьютера было — вычисление и вывод информации о параметрах движения транспортного средства (ТС) без какой-либо спутниковой системы навигации. Современные модели бортовых компьютеров могут иметь интегрированный модуль спутниковой навигации, при этом их дисплеи не символьные, а графические, это позволяет более наглядно отобразить не только координаты маршрута, но и карту местности (ландшафт) по которой передвигается ТС.
Основные функции маршрутного компьютера — вычисление и вывод информации на дисплей следующего содержания:
1. Средняя скорость движения за определенное время.
2. Средняя скорость движения за всю поездку.
3. Среднее значение расхода топлива.
4. Время нахождения в пути.
5. Определение расстояние до пункта назначения.
6. Общий километраж за всю поездку.
7. Расчет времени прибытия в пункт назначения.
8. Расчет стоимости поездки (расход средств на топливо).
9. И другие параметры… Расчет маршрута онлайн
Чтобы показать или вывести произведенные расчеты маршрутный компьютер использует символьный ЖК или OLED индикаторы, которые интегрированы в центральную консоль или панель приборов. Бортовые компьютеры маршрутного типа с внешним исполнением могут быть самостоятельно установлены на автомобиль, они имеют меньший функционал, по сравнению со встроенными серийными образцами. Кроме того, интегрированный маршрутный компьютер нередко может совмещаться с сервисным или управляющим компьютером.
СЕРВИСНЫЙ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ) КОМПЬЮТЕР
Сервисный или как его обычно называют диагностический компьютер — это пользовательская часть общей системы, направленная на обнаружение неисправностей систем и узлов автомобиля. Кроме того, он необходим для оперативного диагностирования всех возникающих в дороге неисправностей и упрощения процедуры диагностики на СТО. Как самостоятельное устройство диагностический компьютер встречается очень редко. В виде отдельного (самостоятельного) устройства диагностический компьютер встречается крайне редко. Среди основных диагностических функций возложенных на сервисный компьютер:
1. Частичная или полная диагностика двигателя с сохранением ошибок в памяти.
2. Постоянный контроль состояния тормозных колодок.
3. Контроль уровня масла в главных узлах автомобиля: трансмиссия, двигатель, раздаточная коробка, картер главной передачи.
4. Контроль за состоянием электросистем (наличие проблем в осветительных приборах, замыканий утечек тока).
Во время сервисного обслуживания автомобиля, сохраненные в памяти бортового компьютера ошибки, считываются серверной частью системы диагностики. На их основе формируется отчет об общем состоянии всех систем и необходимости (или отсутствии таковой) произведения ремонтных работ.
УПРАВЛЯЮЩИЙ КОМПЬЮТЕР
Главный блок системы электронного управления называется управляющим компьютером. Данное устройство является детищем компании IBM, которое было создано для автомобилей марки BMW в 1981 году. В состав управляющего компьютера входит один или несколько независимых цифровых вычислителей, которые имеют собственные датчики, а также исполнительные механизмы. Однако чаще всего она реализована в виде единой разветвленной цифровой системы, имеющей определенный набор функций и возможностей.
Основные функции управляющего компьютера:
1. Система управления форсунками.
2. ABS.
3. Систему управления опережением зажигания.
4. Блок управления АКПП.
5. Круиз-контроль или блок управления скоростными способностями.
6. Климатические системы (климат-контроль).
И другие.
Кроме того, основными функциями управляющего компьютера принято считать мгновенное определение параметров работы двигателя, среди которых:
1. Давление масла.
2. Температура охлаждающей жидкости (ОЖ).
3. Расход воздуха.
4. Скорость вращения коленвала.
5. Способность регулировать напряжение бортовой сети автомобиля и ток заряда АКБ.
6. Аварийное сигнализирование о перегреве двигателя.
7. Превышение рекомендованного скоростного максимума.
8. Езда с не пристегнутыми ремнями безопасности и многое другое.
ЭВОЛЮЦИЯ БОРТОВЫХ КОМПЬЮТЕРОВ
В настоящее время наблюдается две абсолютно разные тенденции развития электронных систем управления автомобилем — объединения всех вышеописанных функций и способностей в одну супер-систему, образующую центральный бортовой компьютер и создание нескольких автономных систем, узкоспециализированных компьютеров.
Первый вариант — объединение всех систем управления, маршрута, диагностики, мультимедийных систем и прочих информационных функций в одно мультифункциональное устройство, способствует удешевлению производства устройств данного типа и упрощает их ремонт и работу с ними. Однако есть нюанс способный перечеркнуть все вышеописанные достоинства — в случае выхода из строя этой центральной компьютерной системы, владелец автомобиля в один миг лишится всего — средств связи, мультимедийной системы, средств диагностики, системы спутниковой навигации, а также аварийной сигнализации неисправностей. В некоторых более сложных случаях при глубоком интегрировании всех этих систем есть вероятность полного выхода из строя всего ТС в целом и отсутствии возможности движения в принципе.
Преимуществом отдельных бортовых компьютеров включающих в себя лишь самые главные и нужные функции является то, что они позволяют при минимальном вмешательстве в общую конструкцию двигателя оборудовать практически любой автомобиль бортовым компьютером, даже тот, конструкция которого не предусматривает его наличия. Однако в этом случае интеграция будет не глубокой, а сами данные будут, условно говоря, «частичными или поверхностными».
Система отдельных узкоспециализированных компьютеров может похвастаться хорошей производительностью, простотой в управлении и достаточной для многих лет работы надежностью, однако вместе с тем и весьма дорогой в производстве и сложной в настройке, что не может не отобразиться на ее стоимости и конечном удорожании автомобиля в целом. Большим плюсом является способность к наращиванию или упрощению опций, к примеру более дорогие авто могут иметь тот же бортовой компьютер, при этом обладать более широким набором опций. Также автомобили и с более простой начинкой со временем могут быть усовершенствованы по желанию владельца или в случае такой необходимости. К примеру, для получения дополнительных удобств или функций.
Развитием многофункционального бортового компьютера, который включает в себя полный набор функций и возможностей, занимаются производители цифровой техники. Второй тип БК, предусматривающий использование большого набора узкоспециализированных компьютеров разрабатывают и производят преимущественно сами автопроизводители.
На сегодняшний день процесс развития бортовых компьютеров второго типа имеет более широкое применение, нежели первый. Рынок постоянно обновляется и с каждым днем на рынке автомобилей все больше встречается моделей, у которых мультимедийная, навигационная, а также система диагностики включена в базовую комплектацию.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор. Специалист по ремонту автомобилей и автоэлектроники. Более 15 лет специализируюсь на установке и настройке бортовых компьютеров, парктроников и другой электроники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *