Бортовой компьютер

Бортовой компьютер

Бортовой компьютер

207-1-700x700НАЗНАЧЕНИЕ БК: универсальный – совмещает функции компьютера, парктроника, GPS-навигатора, проигрывателя музыки и видео, телевизора. Некоторые  управляют форсунками и зажиганием двигателя, звуковыми сигналами, двусторонней радиосвязью. Универсальные БК слабо связаны с электрической схемой машины и их поломка не сказывается на основной функциональности транспортного средства.
Узкоспециальный – предназначен для решения конкретных задач и подразделяется на три вида:
Маршрутный – рассчитывает и выводит на экран параметры движения автомобиля (в том числе текущую скорость, расход топлива, время поездки). Под бортовым компьютером чаще всего понимают именно маршрутный БК.
Сервисный – диагностирует состояние автомобиля и сообщает о возникающих в дороге неисправностях (например, диагностика двигателя, контроль уровня масла). В «чистом» виде сервсиный карпьютер встречается редко.
Управляющий – совмещает в себе ряд функций маршрутного и сервисного БК. Такой онбордер управляет форсунками, обеспечивает круиз-контроль и климат-контроль, регулирует напряжение в бортовой сети, определяет давление масла, расход воздуха, сигнализирует о перегреве двигателя и другое.
Важно: один многофункциональный БК дешевле и проще в ремонте, зато выход его из строя означает утрату навигации, диагностики систем и узлов, средств связи. Несколько узкоспециальных онбордеров повышают надежность эксплуатации, но обойдутся дороже.
• Штатный бортовой компьютер
• Отдельностоящий бортовой компьютер
ТИП
Штатный, модельный (встраиваемый) – разработан для конкретной модели / моделей авто и вмонтирован в приборную панель. Отличается от универсальных карпьютеров большей функциональностью, устойчивостью к вандализму, эффектным дизайном. В то же время штатный БК из-за особенностей конструкции нельзя установить на другое авто.
Универсальный, мультисерийный (отдельностоящий) – устанавливается на любой автомобиль и обычно размещается на месте зеркала заднего вида или лобовом стекле. Подобное устройство в меньшей степени интегрировано в электрическую схему авто – отсюда ограниченный функционал и увеличение риска кражи. При необходимости такой БК снимается и устанавливается в другой автомобиль.
Кроме того, в зависимости от вида двигателя автомобиля, онбордер подразделяется на:
• инжекторный – модельный ряд и функционал подобных БК очень широк;
• карбюраторный – ассортимент и функционал таких карпьютеров ограничен.
ПРОТОКОЛ
Для правильной работы БК должен поддерживать протокол диагностики автомобиля. Благодаря протоколу онбордер обменивается информацией с его датчиками и штатной электроникой. Чаще всего используются протоколы OBD-2 (On-Board Diagnostics 2), EOBD (European On-Board Diagnostics) и оригинальные протоколы авто, произведенных в странах СНГ и за рубежом.
Автомобили, поддерживающие OBD-2, оснащаются соответствующими технологическими разъемами для монтажа БК. Если авто, не поддерживает OBD-2, то для правильного выбора карпьютера, руководствуйтесь рекомендациями производителя машины и учитывайте комплектацию конкретного транспортного средства.
Штатный онбордер поддерживает определенный протокол, что не дает возможности его использовать при смене авто. Универсальный БК совместим с множеством машин. Чем больше протоколов поддерживает карпьютер, тем к большему числу моделей авто он подойдет.
ТИП ДИСПЛЕЯ
Графический – самый информативный монитор, выдающий цифры, пиктограммы, графики и текст. Недостаток – высокая стоимость.
Текстовый – отображает лишь цифры и текст, зато обойдется дешевле предыдущего.
Светодиодный – яркий экран, на котором хорошо видна информация, но недостаточно информативный, поскольку выдает только цифры (обычно встречаются трехзначные дисплеи).
Дисплей БК бывает монохромным или цветным, что влияет на стоимость этого прибора. Иногда встречаются модели с двумя экранами, обеспечивающие большую информативность.
ОТОБРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ
В разных моделях одновременно отображаются от 1-2 до 10-12 параметров. Чем больше данных одновременно выводится, тем полнее информация доступна водителю. В то же время лишние данные затрудняют восприятие нужных в данный момент сведений: с увеличением числа параметров уменьшается шрифт, что неудобно для чтения.
Поэтому стоит определиться с наиболее актуальными сведениями, которые отображаются в первую очередь. Например: температура двигателя, текущая скорость, обороты двигателя, напряжение аккумуляторной батареи.
ФУНКЦИОНАЛ
Функциональность бортового компьютера влияет на его цену: больше возможностей – выше стоимость.
Бюджетные модели диагностируют авто, определяют температуру двигателя, отображают пройденное расстояние, число оборотов двигателя в минуту. Более «продвинутые» и дорогие БК подсчитывают стоимость поездки, расход топлива, сообщают о сроках ТО (техобслуживания), положении дроссельной заслонки, измеряют время разгона до 100 км/ч, напоминают о подкачке шин и замене масла.
Выбор оптимального соотношения функциональность / цена зависит от квалификации шофера. Опытному водителю проще определиться с набором необходимых функций. Начинающему водителю стоит обратить внимание на модели, в которых предусмотрен максимум возможностей. При этом лучше не экономить: качественный многофункциональный БК не может стоить дешево.
Функционал онбордеров подразделяется на несколько групп.
Сервисная функция – диагностика состояния мотора и узлов транспортного средства. БК отображает на дисплее код ошибки работы автомобиля, который расшифровывается посредством специальной инструкции. Это основная функция бортового компьютера.
Текущие (мгновенные) параметры – скорость, время, температура мотора, обороты двигателя, остаток топлива в баке, напряжение в бортовой сети, температура в салоне и снаружи авто.
Маршрутные параметры – обобщенные сведения за поездку, день, месяц: время движения, пройденное расстояние, расход горючего, а также средний расход топлива за 100 км, запас хода.
Контроль параметров – отслеживание изменений ключевых параметров, например, температуры двигателя, напряжения в бортовой сети, сроки очередного ТО, рекомендованная скорость движения. Эта информация позволяет водителю оперативно отреагировать на нештатную ситуацию.
Важно: БК не может полноценно заменить диагностику СТО, поскольку фиксирует электронные сбои (нарушения в работе моторного отсека и электрооборудования), но не проверяет функционирование передней и задней подвески, а также тормозной системы.
Некоторые функции
Голосовое оповещение (голосовой синтезатор) – сообщает о неисправностях оборудования сразу при их появлении (код ошибки с его расшифровкой) и изменениях параметров авто при превышении допустимых значений. Благодаря голосовому оповещению водитель оперативно получает важную информацию, что позволяет правильно оценить ситуацию.
Параметры работы двигателя – обороты коленчатого вала, расход воздуха, угол опережения зажигания, угол открытия дроссельной заслонки, положение регулятора холостого хода и другие данные.
Горячее меню – дает возможность быстро активировать самые важные функции.
Сигнализация забытых габаритов – сообщает о невключенных фарах при начале движения и о невыключенных габаритах после завершения пути.
Таксометр – подсчет стоимости поездки, перевозки груза на основании тарифных планов и параметров движения.
Эконометр – отслеживает расход топлива в соответствии с заданным расстоянием на остатке горючего в баке. Водитель узнает, сможет ли авто преодолеть указанную дистанцию на оставшемся топливе. Такая функция позволяет выбрать самый экономичный режим поездки.
Спорт – выводит на экран время разгона до 100 км/ч, обороты мотора, текущую скорость, время и максимальную скорость при преодолении заданной дистанции (мерного участка).
Парктроник – отображает сведения, полученные от парковочной системы.
Гололед – предупреждает о резком изменении температуры и возможном появлении гололеда.
Панорама – одновременный вывод на монитор нескольких параметров.
Планирование поездки – вычисление на основании заданного расстояния времени, рекомендуемой скорости, количества топлива и других важных параметров для будущей поездки.
Обратный отсчет – одновременный вывод на монитор двух графиков текущих (мгновенных) параметров. При этом можно двигаться по графикам (ось времени) в «обратном направлении», находить числовые значения этих показателей и сопоставлять их между собой.
Контроль качества топлива – отображение в процентном отношении улучшения или ухудшения качества горючего относительно заданного эталона.
Журнал поездок и заправок – сохраняет средние показатели за определенное количество поездок и заправок. Подобная статистика включает в себя сведения о дате, времени начала движения, времени пути, пробеге, расходе горючего за поездку и его цене, среднем расходе топлива на 100 км, средней и максимальной скорости.
Другие функции
Часы, календарь – отображение текущего времени, даты.
Подключение датчиков парковки – позволяет использовать БК как парктроник.
USB-выход – предназначен для подключения БК и ПК. Это дает возможность обновлять программное обеспечения карпьютера, изменять и сохранять настройки, переносить статистику поездок с онбордера на ПК.
ДОПОЛНИТЕЛЬНО
Диапазон рабочих температур – температурный режим, при котором БК способен корректно работать. Чем шире этот параметр, тем лучше. Большинство онбордеров рассчитано на температуру от –20°С до +45°С. Не стоит приобретать устройство, у которого нижняя граница диапазона выше –20°С.
Диапазон рабочих напряжений – напряжение бортовой сети, на которое рассчитан БК. Чем шире этот показатель, тем лучше. Как правило, диапазон рабочих напряжений карпьютера находится в пределах 9-16 В для авто с бортовой сетью на 12 В.
Разрядность процессора – определяет скорость и точность работы БК. Встречаются онбордеры с 16 и 32 разрядными процессорами. Второй вариант предпочтительнее.
Потребление тока в дежурном режиме – энергозатраты бортового компьютера с выключенным питанием. Чем меньше потребление тока, тем меньше разряд аккумулятора во время продолжительной стоянки.
РАБОТА С КОДАМИ НЕИСПРАВНОСТИ
Большинство БК считывает коды ошибок, расшифровывает и позволяет удалить коды обнаруженных неисправностей. Не рекомендуется выбирать устройства, только считывающие информацию, поскольку в этом случае водителю потребуется время, чтобы самостоятельно расшифровать код с помощью инструкции, что неудобно в пути.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор. Специалист по ремонту автомобилей и автоэлектроники. Более 15 лет специализируюсь на установке и настройке бортовых компьютеров, парктроников и другой электроники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *