Многие владельцы отечественных авто задаются вопросом, стоит ли устанавливать на свой автомобиль бортовой компьютер. Больше всего это касается тех, кто планирует установить компьютер на ВАЗ 2110, 2114. В этой статье, что это такое, зачем он нужен, и как установить бортовой компьютер на данные автомобили.
Что такое бортовой компьютер?
Если быть максимально кратким, то такое устройство представляет собой панель, на которой отображаются наиболее важные для водителя величины. К числу таких относятся:
— Скорость движения
-Температура охлаждающей жидкости
-Температура за бортом автомобиля
-Частота вращения коленчатого вала
-Объем топлива в баке, и на какой километраж его может хватить, а также многие другие величины, которые, так или иначе, могут понадобиться в процессе движения.
Главной особенностью бортовых компьютеров является то, что они отображают самые актуальные данные в данный промежуток времени, то есть постоянно меняются, в зависимости от скорости движения, пройдено пути и усилия нажатия на педаль газа.
В основном, штатный бортовой компьютер устанавливается только на люксовые версии автомобилей ВАЗ 2114, а в «десятках» их попросту нет. Поэтому многие водители стараются дополнить этот недостаток на своих автомобилях самостоятельной покупкой и установкой бортового компьютера.
Для чего он может пригодиться?
Во-первых, бортовой компьютер может быть очень полезным диагностическим инструментом инжекторного автомобиля. Есть такие неисправности, определить которые визуально или методом «тыка» нереально. В этом случае, на помощь приходит диагностика, которая при помощи зашифрованных ошибок говорит о соответствующей неисправности.
Другой случай необходимости использования бортового компьютера – это расход топлива и данные об оставшемся количестве. К примеру, если вы торопитесь и не можете принять правильное решение, стоит ли сейчас заправиться или сделать это потом, то тут тоже может помощь бортовой компьютер, который все подсчитает и подскажет, через сколько километров у вас может закончиться бензин.
В функции многих бортовых компьютеров может входить управление многими системами автомобиля, например, системой зажигания, чтобы изменить угол опережения и построить свое авто под другое октановое число топлива.
И много других функций, таких как часы, вольтметр и т. п.
Стоит отметить, что если вы из тех специалистов, который уже достаточно хорошо знает свой автомобиль, то бортовой компьютер для вас будет только лишним. Он больше всего подходит для начинающего водителя или того, у кого просто нет времени на наблюдение за состоянием своего автомобиля.
Как выбрать бортовой компьютер на ВАЗ 2114 и 2110?
Выбор компьютер – дело ответственное, но не сложное. В этом случае, необходимо запомнить несколько несложных советов. Прежде всего, необходимо знать, что нет четкого критерия выбора, потому что работа бортового компьютера будет зависеть от вашего .
Наличие тех, или иных функций будет влиять на цену прямопропорционально. Кроме того, точно также на стоимость прибора влияет и точность показаний. Поэтому экономить на бортовом компьютере явно не следует.
Стоимость бортовых компьютеров колеблется от 1500 до 4000 рублей. При этом, если заказывать их в интернет-магазинах, то есть шанс купить такое устройство по цене намного ниже.
Как установить бортовой компьютер на ВАЗ + Видео
Вначале необходимо найти место для монтажа прибора. В этом случае, преимущество имеет ВАЗ 2114, в котором такое место уже было предусмотрено. Оно располагается под кнопками на панели приборов и над центральными воздуховодами. Вначале, снимите специальную панель и выпилите в ней все необходимые крепежные отверстия. Установите бортовой компьютер, подключите его к ЭБУ и поставьте панель назад.
В ВАЗ 2110 уже установлен небольшой штатный бортовой компьютер, который отображает параметры в виде символов. На его место можно установить более продвинутый прибор и подключить его контролеру. В этом вам помогут габариты устройства, которые подбираются с учетом штатного компьютера. Если же убрать с панели часы, то можно установить более широкий прибор с большим набором функций.
Вот так можно установить бортовые компьютеры на ВАЗ 2110 и ВАЗ 2114. Как видите, ничего сложного в этом нет. Как всегда, вопрос лишь в цене прибор
Возникла у меня однажды потребность в бортовом компьютере для моей «ласточки» ВАЗ2110. Двигатель там инжекторный и управляет им невероятно умный Электронный Блок Управления (ЭБУ), который может много чего о себе и двигателе рассказать, если его правильно попросить. Во-первых удобно узнавать причину включения индикатора Check Engine на приборной панели (не то чтобы он часто включался, но все же), а во-вторых можно узнавать кучу интересных и полезных параметров двигателя (состояние того же датчика массового расхода воздуха (ДМРВ)).
Естественно, сначала я посетил авторынок, с мыслью о том, что столь простой девайс просто обязан стоить недорого. Какого же было мое удивление, когда я увидел цены. Даже не знаю, чего туда напихали производители, но цены никак не укладывалась в категорию адекватных. В связи с этим решил сделать девайс самостоятельно. Благо, протокол общения с ЭБУ (Keyword Protocol 2000) крайне простой и на просторах интернета есть его полное описание. Обмен данными идет по принципу запрос-ответ в асинхронном режиме по одному проводу. Зовется это безобразие K-Line. Работает очень просто, шлем некоторый запрос в виде пакета данных, после чего получаем ответ в виде другого пакета.
Изначально хотел собрать схему на AVR микроконтроллере (далее МК) Atmega16 или Atmega32 и дисплее от какого-нибудь древнего мобильника с разрешением 176х220 или около того. Но потом вспомнил, что в стародавние времена, когда доллар был совсем дешевый, я заказал вот такой дисплей:
Судя по описанию это цветной TFT дисплей с разрешение 320х240 и диагональю 3.2″, управляет им контроллер SSD1289. Кроме этого, на дисплей установлена сенсорная панель, которую обслуживает АЦП, установленный на плате с дисплеем и связывающийся с МК по SPI. Стоило это чудо китайской техники в районе 300р. и имело всего один маленький недостаток — параллельная шина данных для управления контроллером дисплея. А это 21 провод (16 — шина данных и 5 — служебные). Т.е. Atmega32 сюда уже явно не подходит ни по количеству выводов, ни по быстродействию, значит надо что-то мощнее. В итоге остановился на STM32, довольно дешевые и мощные МК. После некоторого времени поисков, я обнаружил, что у STM32 контроллеров есть замечательная штука под названием FSMC (Flexible static memory controller). Это интерфейс для подключения внешней памяти по параллельной шине данных, при этом МК будет с ней работать как со своей внутренней, адресное пространство расширяется во внешнюю память. Т.е. просто указываем адрес и пишем данные. Именно туда можно и даже нужно подключить такой дисплей и в итоге получить аппаратную поддержку работы с дисплеем на высокой скорости. При этом еще и не загружая сам контроллер, все ведь аппаратное.
Выбор пал на STM32F103VCT6. Представляет собой 100-лапую многоножку в LQFP корпусе содержит на борту блок FSMC, ЦАП, целую пачку USART, SPI и т.п., 256 Кб памяти (хоть запрограммируйся), и имеет тактовую частоту ядра 72МГц (без проблем повышаемую до 120 МГц без потери стабильности работы МК). Полное описание можно посмотреть в даташите, который приложен к статье. Далее была продумана структура устройства. Интерфейс сразу решено было делать на основе графических элементов (проще говоря картинок), то потребовалось решить проблему хранения этой самой графики. Т.к. дисплей достаточно большой да еще и на вывод каждого пикселя идет минимум 16 бит информации (режим RGB565), то о хранении графики в памяти МК не может быть и речи. Поэтому было принято решение подключить SD карту и всю мультимедийную информацию хранить на ней. И тут опять на помощь пришел огромный набор периферии STM32 контроллеров. Для SD карты тут имеется специальный интерфейс SDIO, это «родной» интерфейс для карточек памяти SD и MicroSD (правда, об этом я узнал позже, когда наступил на первые грабли).
Итак, функционал получился следующим:
Получение с ЭБУ таких параметров, как: Напряжение сети, Обороты двигателя, Температура двигателя, Расход топлива (мгновенный, на 100км), Скорость движения, Положение дроссельной заслонки, Напряжение на ДМРВ, Время впрыска, Массовый расход воздуха, Цикловой расход воздуха, Длительность импульса впрыска, Положение регулятора холостого хода. Чтение и сброс ошибок.
Индикация исправности ламп и уровня охлаждающей жидкости.
Напоминание о замене фильтров.
Подсчет пройденного расстояния и потраченного топлива.
Управление фарами и габаритными огнями.
Измерение температуры в салоне и за бортом с ведением статистики.
Показ времени.
Управление освещением салона.
Звуковые и световые уведомления.