Многие владельцы не самых современных машин все же стараются не отстать от прогресса. Чем, например, дооснастить какую-нибудь десятилетнюю «девятку», помимо всем известных украшений? Ну хотя бы маршрутным компьютером. Правда, на «старушке» сделать это несколько сложней, чем на машине с впрысковым мотором: ведь блока ЭСУД нет — откуда снимать маршрутные показатели? Но если следовать несложным правилам, маршрутный компьютер поставить все-таки можно.
Для этого нужно купить такой МК, у которого с обратной стороны есть колодка. Это заводские МК для ВАЗ-2110-2112, Gamma, ШТАТ и др. Назначение выводов колодки у всех одно и то же, хотя нумерация может и не совпадать. Например, вывод «зажигание», какой бы цифрой ни был обозначен, остается на своем месте. Иначе говоря, любой компьютер из перечисленных, подключенный к колодке автомобиля, будет работать правильно. Но есть исключения: например, компьютер «Навигатор» — чтобы он работал, фирма предлагает переставить контакты в штатной колодке автомобиля. Ну кому такое придет в голову! Не стоит обзаводиться компьютером из серии «Мультитроникс» — вряд ли вам захочется делать для него переходники.
Сама К-линия предназначена для считывания ошибок в системах впрыска — нам она не нужна. Если купленный МК эту функцию имеет, то при включении зажигания на табло высветится надпись «нет связи», но через две секунды она погаснет и МК перейдет в режим чтения маршрутных параметров: мгновенный, средний (в л/100 км) или суммарный за поездку расход топлива, пробег автомобиля, средняя скорость, максимальная скорость в поездке и т. д. Все показатели, связанные с расходом топлива, выводятся на экран. Два вывода обычно не задействованы. У некоторых МК их вообще нет. Иногда фирмы используют их для оценки других параметров — например, температуры за бортом и т. п. Итак, подходящий компьютер у нас есть. Но чтобы он вычислял то, что мы от него ждем, ему нужна информация. Прежде всего, от ДСА — датчика скорости автомобиля. Какой купить? Помните о двух важных деталях. Первая: вам нужен ДСА, соответствующий марке автомобиля. Сколько оборотов, например, должен сделать вал спидометра на один километр пути? Для легковых автомобилей ВАЗ это 1000 оборотов, а ГАЗ, АЗЛК и др. — 760 оборотов. На оборотной стороне ДСА это указано. В России других стандартов нет.
Но это -лишь формальный, механический расчет. Реальная скорость задается не только оборотами колеса, но и размером шины, к тому же всякая шина по мере пробега изнашивается. : А показания спидометра (особенно обычного механического) в той или иной степени «врут» в зависимости от тарировки его пружинки. Нас же интересует, соответствует ли купленный ДСА спидометру. Если в этом нет уверенности (например, для незнакомой иномарки), лучше проверить правильность выбора напрямую: покрутим спидометр вручную. Это займет несколько минут, зато результат наиболее достоверен. Второе требование самое элементарное: датчик скорости должен надежно крепиться к коробке передач и иметь выход под тросик привода спидометра. Другой важный информатор для МК — датчик расхода топлива . Этот чувствительный прибор нужно врезать в топливную магистраль между бензонасосом и карбюратором. Если карбюратор имеет штуцер слива лишнего топлива в бак («обратку»), как, например, «Солекс», заглушите его, а слив обеспечьте. Конструкция ДРТ это предусматривает.
Для автомобилей без «обратки» используем схему с тройником. . Конечно, нужно доработать и электрическую схему, купив соединительные колодки и провода Весь комплект узлов и деталей обойдется в 1600-1800 руб. Расход топлива контролируется с очень высокой точностью, до долей миллилитра -МК же его «округляет» и выдает на дисплей с точностью 0,1 л, чего большинству автомобилистов вполне достаточно . Показания не зависят отуровня топлива или его колебаний в бензобаке.