Как правильно выбирать бортовой компьютер
Место крепления
Легче и проще выбрать такой компьютер, который изначально спроектирован под модель вашего автомобиля. Крепится он не куда-нибудь «дополнительно», а в штатные места:
- центральный воздуховод — компьютер устанавливается вместо одной центральной решетки вентиляции салона;
- вместо часов — штатные часы можно заменить более информативным бортовым компьютером;
1 din — бортовой компьютер стандартного «автомагнитольного» размера устанавливается в штатное место на передней консоли приборной панели; - заглушка — вместо «кнопки-пустышки» устанавливается бортовой компьютер;
- приборная панель — компьютер устанавливается в приборную панель и замещает либо блок управления системой вентиляции, либо штатное радио, либо что-то еще.
Бортовые компьютеры, которые устанавливаются как «дополнительное» устройство, обычно универсальные и подходят к автомобилю любой модели. Но с креплением будет немного сложнее:
- приборная панель — компьютер устанавливается на приборную панель. Чтобы он не закрывал обзор, его обычно размещают ближе к стойке ветрового стекла. Такие модели имеют стильный, округлый корпус со всех сторон — этим они отличаются от «встраиваемых» собратьев, у которых презентабельно выглядит только лицевая панель;
- лобовое стекло — на ветровое стекло компьютер крепится с помощью присоски. Такую модель легко установить и снять при необходимости;
- под сиденье — подразумевает скрытную установку БК в салоне автомобиля, в любом удобном месте (бардачок, подлокотник, под приборную панель и т. д.). Экраном для отображения текущих параметров работы служит мобильный телефон или планшет, соединенный с блоком дорожного компьютера по протоколу Bluetooth.
Встраиваемые бортовые компьютеры обычно проектируются для отечественных автомобилей.
Контроль электронного блока управления
Большинство бортовых компьютеров, за исключением простейших датчиков и тахометров, умеют контролировать ЭБУ. Устройство производит чтение ошибок, записанных в «мозги» автомобиля, и выводит на экран прибора код неисправности. Обычно модели отображают только код ошибки, за расшифровкой потребуется изучить документацию к автомобилю.
Контроль датчиков неисправностей
Отслеживание показаний ключевых датчиков электронных систем автомобиля и сигнализация неисправностей есть в большинстве моделей. Контроль ведется по нескольким признакам:
- наличие связи с датчиком;
- контроль текущих показаний;
- нахождение показаний в заданном диапазоне.
В случае невыполнения одного из этих условий на экран прибора выводится сообщение об ошибке.
Контроль работы двигателя
Отслеживание показателей работы мотора автомобиля с отображением параметров поездки и работы агрегата на экран устройства.
На основе получаемых данных и «зашитых» в память девайса алгоритмов, ведется постоянный анализ работы силовой установки. В случае выхода показаний одного из датчиков за пределы номинальных значений — водитель сразу предупреждается о возможной неисправности или неполадках в одной из систем автомобиля.
Отслеживание оборотов
Вывод на экран текущей частоты вращения коленчатого вала двигателя.Контроль оборотов двигателя важен для начинающих, особенно если штатного тахометра нет.
Предел измеряемых оборотов
Максимальное число оборотов двигателя, которое может зафиксировать и отобразить на своем экране прибор. Для большинства девайсов это значение равняется 9999 об/мин, но встречаются модели, предел измерений которых ограничен 8000 об/мин. Если вы не владелец болида Формулы 1, то данного диапазона будет вполне достаточно для использования БК в любом автомобиле.
Контроль парктроника
Многие бортовые компьютеры могут работать с датчиками парковки. Для использования функции парктроника необходимы дополнительные датчики и управляющий блок, рекомендованные производителем бортового компьютера. Подобные комплекты выпускают сами производители маршрутных компьютеров.
Отслеживание пробега
Большинство приборов способно рассчитать ориентировочный пробег на остатке топлива в баке до следующей заправки. Некоторые модели отслеживают общий пробег автомобиля за все время его эксплуатации.
При грамотной настройке, бортовой компьютер с функцией отслеживания пробега, напомнит о плановой замене масла или необходимости прохождения технического обслуживания.
Контроль охранной сигнализации
Проверка и постоянный контроль работы элементов (датчиков и исполнительных механизмов) штатной охранной системы автомобиля.
Перед покупкой следует убедиться, что выбранная модель бортового компьютера поддерживает работу с установленной в автомобиле сигнализацией.
Контроль кондиционера
Данная функция управляет работой автомобильного кондиционера и позволяет модернизировать систему охлаждения салонного воздуха в систему автоматизированного климат-контроля для поддержания заданных значений температуры в салоне авто. Для реализации понадобится датчик температуры, идущий в комплекте, или приобретаемый отдельно.
Голосовой помощник
Модели, оснащенные речевым синтезатором, способны воспроизводить голосом текущие параметры поездки и информировать о возникающих ошибках в работе систем двигателя.
Настройте помощника так, чтобы он озвучивал только необходимую информацию, и своей «болтовней» не отвлекал от управления автомобилем.
Питание
Все дорожные компьютеры подключаются к бортовой сети автомобиля 12 В. В зависимости от модели, диапазон питающих напряжений может варьироваться от 6 В до 18 В.
Разрядность процессора
16 — устройства, оборудованные 16 битными процессорами, способны отслеживать основные параметры работы двигателя и сообщать о возникших ошибках в его работе;
32 — девайсы, в основе которых используется 32-разрядный процессор, умеют оперировать значительными массивами информации и сообщать водителю как основные, так и вспомогательные параметры работы двигателя. А также предоставляют дополнительный функционал, повышающий уровень комфорта (управление кондиционером, парктроником, функция голосового помощника и т.д.). Скорость работы таких БК выше, и они более точны.
Тип дисплея
LCD — жидкокристаллические монохромные дисплеи. Параметры могут выводиться в несколько строк. Ввиду ограниченности физических размеров, отображаемых символов и строк, считывание информации требует привыкания;
RGB LCD — жидкокристаллические дисплеи с изменяемым цветом подсветки. В зависимости от модели, поддерживают от шести до 24 цветовых схем подсветки экрана;
LED — цветные или сегментные светодиодные индикаторы. Оснащаются ими бортовые компьютеры нижней ценовой категории. Восприятие информации требует определенного привыкания — такой компьютер может общаться разноцветными индикаторами с перемигиванием или сегментными цифрами с некоторыми буквами;
TFT — полноценные цветные дисплеи, которыми оснащаются более дорогие девайсы. Как правило, они поддерживают функцию мультидисплея и способны одновременно отображать несколько параметров поездки или работы двигателя;
нет — блоки бортовых компьютеров передают информацию по протоколу Bluetooth для отображения на экране мобильного устройства или через USB-OTG разъем на головной экран мультимедийной системы авто.
Мультидисплеи
Возможность одновременного вывода на экран нескольких параметров работы двигателя и самостоятельной настройки объема отображаемой информации.
Старайтесь не перегружать экран прибора лишней информацией. Ее избыток может существенно отвлекать от управления автомобилем, а это опасно.