С каждым годом автомобили, становятся все более сложными и насыщенными электроникой. Современный автомобиль может иметь до 50 микропроцессоров. И хотя эти микропроцессоры делают его более сложным и дорогостоящим в ремонте, некоторые из них на самом деле делают Ваш автомобиль проще в обслуживании. Некоторыми из причин для увеличения количества микропроцессоров являются: необходимость выстокоточного управления двигателем для выполнения норм токсичности выбросов и экономии топлива. Посмотрим как бортовой компьютер работает.
Сложные системы управления двигателем
До принятия во многих европейских странах законов о токсичности выбросов автомобилей, можно было спроектировать и построить автомобильный двигатель без микропроцессоров. С принятием более строгих законов, сложные электронные схемы управления, включающие бортовой компьютер, стали необходимостью для регулирования воздушно/топливной смеси.
Управление двигателем является наиболее ресурсоемким в работе автомобиля, и бортовой компьютер или правильнее блок управления двигателем (ЭБУ) является самым мощным компьютером на большинстве автомобилей. Электронный блок управления имеет англоязычную аббревиатуру ECU, поэтому в дальнейшем будем использовать её. ECU использует управление с обратной связью — схему управления, которая контролирует выходы системы контроля входа в систему, управление выбросами и топливной экономичностью двигателя (а также множеством других параметров). Собирая данные из десятков различных датчиков, блок управления знает все, начиная от температуры охлаждающей жидкости и заканчивая количеством кислорода в выхлопных газах. С помощью этих данных, он выполняет миллионы вычислений в секунду, в том числе поиск значения в таблицах, расчет результатов уравнений, принятие решения о угле опережения зажигания и время открытия топливных форсунок. ECU делает все это для обеспечения низкого уровня токсичности выбросов и лучших скоростных характеристик. Рассмотрим более подробно о том, что ECU делает.
Современные ECU могут содержать 32-бит, 40-МГц процессор. Вы может подумать что это мало по сравнению с 500 — в 1000-МГц процессором в вашем домашнем компьютере. Но помните, что процессор в вашем автомобиле работает с гораздо более эффективным кодом, чем в вашем ПК. Код в ECU занимает менее 1 мегабайта (Мб) оперативной памяти. Для сравнения, на Вашем домашнем компьютере стоят не менее чем 2-х гигабайтные (ГБ) программы — это 2000 раз больше, чем в ECU.