Механическая коробка передач состоит из некоторых основных элементов и обязательно работает в паре с таким важным узлом как сцепление. Такая трансмиссия – классический вариант, был первым, но постепенно вытесняется другими схемами. Механическая коробка передач – пожалуй, самый распространенный агрегат трансмиссии на данный момент. Автолюбители очень уважают МКПП за надежность, живучесть и относительную простоту в ремонте.
Главные элементы МКПП:
- картер – корпус, в нем установлены все детали и узлы механики. В него заливается трансмиссионное масло для обеспечения смазки взаимодействующих между собой деталей;
- валы, передают крутящий момент непосредственно от мотора на ось к ведущим колесам. Различают двухвальную, трехвальную и многовальную схемы, в каждом случае надо рассматривать отдельно взятую коробку передач;
- механизм для переключения выбранной передачи. Оборудуется различными устройствами, включая замковое и блокировочное;
- рычаг (селектор) для переключения передач.
Дополнительно на современных моделях обязательно устанавливаются синхронизаторы – узел, который ставится на вал, предотвращает деформацию, последующее разрушение шестерен. Это основные элементы, используются и дополнительные.
Коротко о главном
Механическая коробка передач относится к т.н. ступенчатым коробкам – крутящий момент в ней меняется по ступеням (передачам). Для изменения ступени необходимо взаимодействие пары шестерен. Благодаря такому взаимодействию на ступенях изменяется передаточное число, т.е. обеспечивается изменение угловой скорости и крутящего числа.
Передаточное число – это отношение числа зубьев, находящихся на ведомой шестерне, к числу зубьев на шестерне ведущей. Если передаточное число будет больше единицы, передача является повышающей, а вот если меньше – то понижающей. В случае коробки передач чем больше передаточное число, тем ниже ступень. Если ступень является высшей, то передаточное число будет минимально возможным для данного агрегата. Сегодня наибольшее распространение имеют такие коробки передач:
- Пятиступенчатые (самые распространенные);
- Шестиступенчатые;
- Семиступенчатые.
Существует и агрегаты с меньшим или большим числом ступеней, однако их распространенность невелика. Другое дело – конструкции. Выделяют двух- и трехвальные коробки передач. Двухвальными МКПП оснащают переднеприводный легковой транспорт, тем временем как трехвальными – заднеприводный.