Мозг для автомобиля
«Нулевая» иномарка уже не вызывает удивления наличием систем бортового компьютера, а вот в отечественных авто «Вазах», «Ланосах» и «Шевроле» это пока считается своего рода внезаводским внутренним тюнингом. Такая комплектацыя устанавливается преимущественно на инжекторные автомобили. Подключенное к электронному блоку управления устройство отвечает за работу всех датчиков, электросистем и цепей. Компьютер считывает и обрабатывает информацию с блока и выводит ее на экран.
Точность показаний штатных приборов оставляет желать лучшего. Бывает, что выходит из строя какой-то датчик, что не сказывается на поведении машины, но расход топлива значительно увеличился. БК сразу же покажет увеличение и выдаст ошибку, а чтобы заметить перерасход без компьютера, нужно «наездить» два бака. Очень удобна и функция прогноза поездки на оставшемся в баке бензине – он значительно уменьшает ваши шансы остановиться на трассе вдали от цивилизации. Можно ввести в компьютер цену на бензин, он будет выдавать стоимость поездки, благодаря чему можно рассчитать ее рентабельность.
Если машина вдруг глохнет, не заводиться или «жрет» много бензина, водитель вынужден везти свое авто на СТО. Там его подключают к системе компьютерной диагностики, выясняют причину неполадок и не забывают взять с клиентов деньги за экспертизу. На автомобиле с установленным БК все намного проще: при малейшей поломке устройство сигнализирует о неисправности, выдавая на экран код ошибки или сразу ее расшифровывает (в зависимости от типа компьютера). «Бортовик» напоминает о замене масла, ремней, колодок, фильтров. Устройство сигналит даже, когда выходя из машины не выключаешь габариты. Есть устройства, как с банальным «пиканьем», так и с голосовым сопровождением.
Бортовой компьютер представляет собой небольшую коробочку с 4-6 кнопками и дисплеем, которая вставляется в штатное место. В «девятке», например, перед лицом водителя, в «десятке» вместо часов или блока управления отопителем, в «Ланосах» и «Сенсах» вместо штатных часов/перчаточный ящик/на рулевую колонку. Машины других производителей придется везти к специалисту, поскольку там не предусмотрено ни одной нужной клеммы или разъема.
Бортовой компьютер может работать в трех качествах. Как маршрутный компьютер он покажет – остаток топлива в баке; прогноз пробега на остатке топлива в баке; общий расход топлива; расход и средний расход топлива за одну поездку; среднюю скорость движения; максимальная скорость движения за поездку; скорость разгона до 100 км/ч; время и анализ по скорости (день, неделя, месяц); температура внутри салона; температура за «бортом»; состояние кондиционера; часы и будильник. Как диагностический тестер БК укажет: текущий (мгновенный) расход топлива; температуру охлаждающей жидкости; напряжение бортовой сети; электронный тахометр; положение дроссельной заслонки; массовый расход воздуха; угол опережения зажигания; положение регулятора холостого хода. Как аварийный сигнализатор: диагностические коды ошибок систем впрыска с полной расшифровкой; опасный перегрев двигателя; превышение порога скорости; превышение оборотов двигателя.
Подбирать бортовой компьютер на свой автомобиль нужно, исходя из набора необходимых функций и той суммы, которую вы рассчитываете потратить. Стоимость бортовых компьютеров зависит, прежде всего, от модели авто, а уж потом от количества функций (от 20 до 90). И, наконец, от типа индикации или дисплея. Цветных экранов для отечественных бортовых компьютеров еще не изобрели, зато в некоторых можно подбирать оттенки подсветки… под настроение.