С каждым годом большее количество легковых автомобилей оборудуются мультимедийной системой. Наличие мультимедиа-системы становится одним из конкурентных преимуществ современного автомобиля. Комфорт в автомобиле сейчас имеет огромное значение для автолюбителей.
Мультимедийная система
Автомобильная мультимедийная система (другое название – информационно-развлекательная система) объединяет различные средства развлечения, информации и связи с помощью интерактивного интерфейса управления, чем достигается комфорт и безопасность управления. Различают штатные (заводские) мультимедиа-системы и оборудование, устанавливаемое после приобретения автомобиля (aftermarket).
Ряд штатных мультимедийных систем имеют собственное название:
- Comand APS от Mercedes-Benz;
- Connect от Mazda;
- CUE от Cadillac;
- Infotainment от Volkswagen;
- iDrive от BMW;
- In Touch от Infiniti;
- MMI от Audi;
- MyLink от Chevrolet;
- Remote Touch от Lexus;
- SYNC от Ford;
- Uconnect от Chrysler;
- UVO от Kia.
В состав автомобильной мультимедийной системы могут входить следующие конструктивные элементы:
- электронный блок управления,
- радиоприемник,
- мультимедиа-проигрыватель,
- TV-тюнер,
- акустическая система,
- антенны,
- также устройства ввода и вывода информации.
Электронный блок управления обрабатывает входные сигналы (в том числе от устройств ввода информации) и формирует управляющие воздействия на исполнительные устройства (в том числе на устройства вывода информации). Блок управления объединяет, как правило, несколько модулей: системный, навигационный, телефонный, Bluetooth.
Системный модуль является основой блока управления. Он представляет собой компьютер со всеми его атрибутами — центральным процессором, оперативной памятью, постоянной памятью, жестким диском. На жестком диске хранится различная информация — операционная система, прикладные программы (навигация, игры и т.д.), медиатека, телефонная книга, базы данных других устройств системы.
В некоторых мультимедийных системах реализована функция голосового управления, позволяющая с помощью голосовой команды производить переключение между компонентами системы, осуществлять выбор записей в телефонной книге, поиск аудиотрека на носителе, выполнять ввод пункта назначения в навигационной системе. Предусмотрена адаптация функции голосового управления к речи конкретного пользователя.
Кроме беспроводного интерфейса Bluetooth в автомобильной мультимедийной системе предусматриваются другие интерфейсы (разъемы) для подключения внешних устройств и накопителей. Основными разъемами являются AUX-IN (линейный разъем для подключения внешних аудиоустройств) и USB (разъем для непосредственного подключения носителей информации, через адаптер — МР3-плеера, iPod, iPhone). Реже используются другие разъемы, например, Media-IN (универсальный разъем от Volkswagen), Snap-IN (адаптер для подключения мобильного телефона).
Элементы системы
Радиоприемник со всеми его основными и дополнительными функциями сохранен в составе мультимедийной системы. Центральным устройством развлечений выступает мультимедийный проигрыватель, используемый для воспроизведения аудио, видео, текстовых данных с CD (DVD) дисков, а также с различных внешних устройств. Среднестатистический проигрыватель поддерживает различные форматы аудио- и видеоданных.
TV-тюнер позволяет принимать и просматривать телевизионные программы. В составе мультимедийной системы встречается он нечасто. Необходимо отметить, что воспроизведение картинки возможно только на неподвижном автомобиле. Звуковое сопровождение, правда, не запрещается.
Конструкция акустической системы подробно рассмотрена в статье автомобильная аудиосистема. В зависимости от конструкции в составе мультимедийной системы применяется целая гамма различных антенн: радиоантенна, телевизионная, навигационная.
Непосредственное управление мультимедийной системой осуществляется с помощью устройств ввода информации. К таким устройствам относятся кнопки на панели управления, джойстик, сенсорный дисплей (touchscreen). Производители отдают предпочтение сенсорному дисплею, т.к. он позволяет почти полностью отказаться от кнопок на панели управления.
Сенсорный дисплей одновременно является и устройством вывода информации от различных компонентов мультимедийной системы (радио, аудио/видео, навигации, телефона, камеры заднего вида и др.). На дисплее может отражаться различная справочная информация – руководство пользователя, данные бортового компьютера, настройки автомобиля. Дисплей представляет собой TFT-матрицу высокого графического разрешения, расположенную за сенсорной панелью.
Конструкция автомобильной мультимедийной системы постоянно совершенствуется. Основными направлениями совершенствования являются: интеграция дополнительных устройств, расширение функциональных возможностей, увеличение скорости передачи данных, повышение качества воспроизведения аудио и видео контента. Дополнительные возможности открывает связь автомобиля с сетью Интернет, внедрение системы коммуникации между автомобилями.