Что делать, если нет достоверной доказательственной информации при расследовании ДТП? Как минимизировать сроки выполнения экспертизы при одновременном повышении качества экспертизы?
Эффективно решить проблему можно с помощью cовременных программных продуктов и проведения исследования электронных систем безопасности с визуализацией подробной информации. В этом случае, например, отлично выручает программно-аппаратный комплекс Bosch-CDR.
Начиная с 2000 года программно-аппаратный комплекс Bosch-CDR широко применяется полицией США, популярность на рынке Европы возрастает с каждым годом. Комплекс схож по принципу работы с автомобильным диагностическим сканером и предназначен для считывания/импорта данных из электронных блоков систем ТС.
Комплекс Bosch-CDR
В базовой комплектации Bosch-CDR подключается к стандартному диагностическому разъему OBD-II, расположенному в салоне автомобиля.
Поскольку разъемы блоков управления подушками безопасности имеют различное конструктивное исполнение, то в этом случае используется комплектация CDR premium Tool Kit, которая содержит более 90 вариантов кабелей для соединения с АСМ.
Комплекс Bosch-CDR позволяет работать с большинством марок автомобилей, продаваемых на североамериканском рынке. Для всех других рынков охват тестируемых автомобилей ограничен следующими марками автомобилей: Chrysler, Dodge, Jeep, Lancia, Lexus, Ram, Scion, Toyota, Volvo, Audi.
С 2014 года в состав программно-аппаратного комплекса Bosch-CDR дополнительно включен адаптер CDR 500 позволяющий извлекать и расшифровывать данные EDR в автомобилях BMW и группы VAG, оборудованных сетью связи FlexRay (передовая технология, заменяющая традиционные CAN и K-line).
Автотехническая экспертиза
Область применения полученной при помощи CDR оборудования информации достаточно широкая и может применяться при проведении автотехнических экспертиз в части установления обстоятельств ДТП, в расследовании дел, связанных со страховым мошенничеством, при установлении причин несрабатывания подушек безопасности в автомобиле при ДТП.
В качестве примера информации, полученной при помощи CDR оборудования, ниже приведены фрагменты из PDF-отчета автомобиля Lexus.
Краткое описание ДТП: автомобиль Lexus двигался в прямом направлении и совершил столкновение с автомобилем, который совершал маневр поворота налево. Основная задача, поставленная перед экспертом-автотехником, заключалась в установлении обстоятельств данного происшествия (скорость и режим движения ТС с момента возникновения опасности до момента столкновения).
Для установления обстоятельств ДТП было применено оборудования Bosch CDR С его помощью был сформирован PDF-отчет с необходимыми исходными данными.
Типовая структура PDF-отчета выглядит следующим образом и состоит из:
1) информации о событии и PDF-отчете, где содержится VIN автомобиля, имя пользователя, номер дела / экспертизы, дата импорта информации из ЭБУ, дата происшествия, имя файла, дата и время сохранения, информация об оборудовании (наименование / версия и пр.), тип приспособления EDR, последнее(ие) событие(я);
2) глоссария, в котором изложены ограничения сохраненной информации в регистраторе данных события, описана информация о данных и параметрах, содержащихся в отчете;
3) выходных параметров различных систем, связанных с безопасностью автомобиля, которые содержатся в таблицах и графиках различных зависимостей.
Анализ полученного PDF-отчета показал, что в таблице содержатся данные, установить которые без применения оборудования Bosch-CDR весьма затруднительно, такие как скорость движения автомобиля Lexus в интервале 5 секунд до происшествия, усилие нажатия педали акселератора (в процентом соотношении), обороты двигателя, процент открытия дроссельной заслонки, давление тормозной жидкости в тормозной системе, величина ускорения / замедления, угол поворота руля и прочие.
Полученные данные были детально исследованы и проанализированы, после чего положены в основу дальнейших экспертных исследований, связанных с определением технической возможности у водителя автомобиля Lexus предотвращения ДТП, оценки соответствия его действий применительно к Правилам дорожного движения и установления причинно-следственной связи с ДТП.
Несомненно, зафиксированные CDR данные позволяют более полно и точно установить механизм ДТП, а также получить объективные исходные данные, характеризующие действия водителя ТС в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации.
В настоящее время определение параметров движения ТС на момент ДТП путем считывания данных с электронных блоков вызывает затруднения по причине отсутствия специального оборудования в большинстве экспертных подразделений, а также небольшого практического опыта по анализу полученной информации.
Точное установление механизма ДТП
Зафиксированные CDR данные позволяют более полно и точно установить механизм ДТП, а также получить объективные исходные данные, характеризующие действия водителя ТС в рассматриваемой дорожно-транспортной ситуации. В настоящее время определение параметров движения ТС на момент ДТП путем считывания данных с электронных блоков вызывает затруднения по причине отсутствия специального оборудования в большинстве экспертных подразделений, а также небольшого практического опыта по анализу полученной информации.