Через бортовой компьютер мы можем управлять климатом в своем авто. Климат контроль — это высокотехнологичная система, прообразом которой был кондиционер. Система состоит из большого количества элементов:
- отопительной системы,
- датчиков,
- кондиционера,
- системы фильтрации,
- электронного блока управления (ЭБУ).
В дорогих системах климат контроля есть возможность не только поддерживать температуру климата салона в автоматическом режиме, но и учитывать массу факторов. Факторов которые влияют на температуру в салоне, таких как солнечные лучи, процент освещенность салона, температура «за бортом» и т. д.
Климат контроль — довольно привередливая система, поскольку может быть установлена далеко не на каждый автомобиль. Установка климат контроля требует существенной доработки, и переоборудования многих узлов и агрегатов.
Принцип работы и основные отличия от кондиционера
Обладателю системы климат контроля с автоматической регулировкой не придется крутить регуляторы, или производить настройку климатического устройства. Все что нужно сделать — задать необходимую температуру по своему вкусу. После этого всю остальную работу по настройке и регулировке произведет устройство на базе микропроцессора, опираясь на показатели многочисленных датчиков.
Иногда продавцы выдают за климат контроль обычные кондиционеры оснащенные самым примитивным блоком температурного контроля. Отличие в том, что кондиционер лишен возможности управления приводами заслонок, а также функциями направления и скоростью подачи потока воздуха.
Специальный блок климат контроля обязательно должен быть оборудован «органами чувств». То есть — датчиками, которые будут сообщать о температуре «за бортом», текущей температуре в салоне, а также о температуре на выходе блока отопителя. В некоторых моделях имеется также датчик солнечной интенсивности.
Блок отопителя и испарителя кондиционера предназначен для того, чтобы «подготовить» воздух необходимой температуры. Также для его последующей раздачи в указанных водителем направлениях и количестве. Чтобы обеспечить автоматическое управление климатом требуется способность быстро менять температуру воздуха на выходе. Так же для этих целей используются блоки отопителя и испарителя кондиционера. Они выполнены по схеме разделения холодного и горячего потоков воздуха. При этом температура регулируется за счет смесительной заслонки.
В старых климатических системах использовалась следующая схема: поток воздуха, который проходил сначала через радиатор отопителя, после через испаритель кондиционера, сегодня данную схему можно встретить разве что в каких-нибудь очень бюджетных кондиционерах. В современных системах климат-контроля, такая схема не прижилась по следующим причинам:
- Слишком высока инерционность регулировки температуры (осуществляется посредством использования вентиля в системе охлаждения). Еще высокая степень сопротивления потоку воздуха (более частое потребление радиатора отопителя по сравнению с испарителем становится причиной очень низкой эффективности охлаждения даже при наличии более мощного вентилятора);
- Низкая надежность данного рода устройств. Малейшая неплотность в соединениях (в случае использования устройства в качестве регулятора тепла в «безкондиционерной» системе может даже быть вовсе незаметным) может свести на нет все усилия. Кроме того использование «тосольных» вентилей нередко становится причиной постоянных проблем;
- Старая и примитивная система распределения потока воздуха, которая делает невозможной регулировку климата салона в автоматическом режиме.
Современные системы контроля климата
Современные климат контроли умеют делить воздушный поток как минимум на пять направлений:
- Стекло.
- Стекло/ноги.
- Ноги.
- Лицо.
- Ноги/лицо.
В хорошей климатической установке обязательно должен присутствовать режим рециркуляции воздуха. Этот режим очень удобная штука, так как позволяет более эффективно охлаждать и нагревать салон.
Электронный блок управления (ЭБУ) — мозг климат контроля, в нем заложен алгоритм управления климатической системой. Принимает решения ЭБУ опираясь на свои «органы чувств» в виде датчиков и различных показателей. Регулировка системы происходит посредством управления исполнительными механическими системами блока испарителя-отопителя, таким образом чтобы достичь требуемого температурного значения как можно быстрее. После того как температурный режим климат контроля достигается, ЭБУ автоматически поддерживает его, не отвлекая и не причиняя неудобств водителю и его пассажирам.
При помощи заслонок и вентилятора, электронный блок управления регулирует температурный климат салона, руководствуясь алгоритмами заложенными в его «мозг». Каждое сочетание направления и силы потока воздуха предварительно испытано для того чтобы не вызвать неприятных ощущений у пассажиров. Хороший климат-контроль всегда знает, что для вас «хорошо», а что плохо.
Как вы знаете, температурный диапазон, не причиняющий вреда здоровью человека, находится в пределах от +18° до +25°. Правильно настроенный климат-контроль работает именно в этом диапазоне. По этой причине сделать в салоне автомобиля в летний зной ниже чем +16° жару при +35° — вам вряд ли удастся, а если и получится, то только при неисправной или очень дешевой климатической системе с непременным ущербом для своего здоровья.
Подведем итоги
Необходимо отметить, что система автоматического поддержания климата в салоне автомобиля, она же всем известный — климат контроль — довольно не простая вещь. Хотя она имеет высокую стоимость, необходима в современном авто. Выбирая такие системы вам необходимо готовить себя к тому, что набор функций будет ограниченным. И может содержать множество конструктивных упрощений и детали сомнительного качества.
Касательно микроавтобусов и автобусов, то для того чтобы создать в них комфортные температурные условия, потребуется специальное оборудование. Все оборудование предусматривает работу в помещениях больших размеров. Чаще всего для этого используются простые кондиционеры (моноблочные или сплит-системы).
Сплит-система предусматривает установку в салоне подвесного(ых) блока(ов) испарителя, который(е) в режиме рециркуляции охлаждает(ют) или подогревают воздух в салоне. Сплит-система предусматривает установку конденсаторного узла, как под полом так и на крыше.