Что такое климат контроль

Что такое климат контроль

Через бортовой компьютер мы можем управлять климатом в своем авто. Климат контроль — это высокотехнологичная система, прообразом которой был кондиционер. Система состоит из большого количества элементов:

  • отопительной системы,
  • датчиков,
  • кондиционера,
  • системы фильтрации,
  • электронного блока управления (ЭБУ).

В дорогих системах климат контроля есть возможность не только поддерживать температуру климата салона в автоматическом режиме, но и учитывать массу факторов. Факторов которые влияют на температуру в салоне, таких как солнечные лучи, процент освещенность салона, температура «за бортом» и т. д.

92yRpkykQHhBYfDKCtazWQ=s800

Климат контроль — довольно привередливая система, поскольку может быть установлена далеко не на каждый автомобиль. Установка климат контроля требует существенной доработки, и переоборудования многих узлов и агрегатов.

Принцип работы и основные отличия от кондиционера

Обладателю системы климат контроля с автоматической регулировкой не придется крутить регуляторы, или производить настройку климатического устройства. Все что нужно сделать — задать необходимую температуру по своему вкусу. После этого всю остальную работу по настройке и регулировке произведет устройство на базе микропроцессора, опираясь на показатели многочисленных датчиков.

Иногда продавцы выдают за климат контроль обычные кондиционеры оснащенные самым примитивным блоком температурного контроля. Отличие в том, что кондиционер лишен возможности управления приводами заслонок, а также функциями направления и скоростью подачи потока воздуха.

Специальный блок климат контроля обязательно должен быть оборудован «органами чувств». То есть — датчиками, которые будут сообщать о температуре «за бортом», текущей температуре в салоне, а также о температуре на выходе блока отопителя. В некоторых моделях имеется также датчик солнечной интенсивности.

Блок отопителя и испарителя кондиционера предназначен для того, чтобы «подготовить» воздух необходимой  температуры. Также для его последующей раздачи в указанных водителем направлениях и количестве. Чтобы обеспечить автоматическое управление климатом требуется способность быстро менять температуру воздуха на выходе. Так же для этих целей используются блоки отопителя и испарителя кондиционера. Они выполнены по схеме разделения холодного и горячего потоков воздуха. При этом температура регулируется за счет смесительной заслонки.

В старых климатических системах использовалась следующая схема: поток воздуха, который проходил сначала через радиатор отопителя, после через испаритель кондиционера, сегодня данную схему можно встретить разве что в каких-нибудь очень бюджетных кондиционерах. В современных системах климат-контроля, такая схема не прижилась по следующим причинам:

  • Слишком высока инерционность регулировки температуры (осуществляется посредством использования вентиля в системе охлаждения). Еще высокая степень сопротивления потоку воздуха (более частое потребление радиатора отопителя по сравнению с испарителем становится причиной очень низкой эффективности охлаждения даже при наличии более мощного вентилятора);
  • Низкая надежность данного рода устройств. Малейшая неплотность в соединениях (в случае использования устройства в качестве регулятора тепла в «безкондиционерной» системе может даже быть вовсе незаметным) может свести на нет все усилия. Кроме того использование «тосольных» вентилей нередко становится причиной постоянных проблем;
  • Старая и примитивная система распределения потока воздуха, которая делает невозможной регулировку климата салона в автоматическом режиме.

Современные системы контроля климата

Современные климат контроли умеют делить воздушный поток как минимум на пять направлений:

  • Стекло.
  • Стекло/ноги.
  • Ноги.
  • Лицо.
  • Ноги/лицо.

В хорошей климатической установке обязательно должен присутствовать режим рециркуляции воздуха. Этот режим очень удобная штука, так как позволяет более эффективно охлаждать и нагревать салон.

Электронный блок управления (ЭБУ) — мозг климат контроля, в нем заложен алгоритм управления климатической системой. Принимает решения ЭБУ опираясь на свои «органы чувств» в виде датчиков и различных показателей. Регулировка системы происходит посредством управления исполнительными механическими системами блока испарителя-отопителя, таким образом чтобы достичь требуемого температурного значения как можно быстрее. После того как температурный режим климат контроля достигается, ЭБУ автоматически поддерживает его, не отвлекая и не причиняя неудобств водителю и его пассажирам.

0_6FnCsqM.jpg.740x555_q85_box-99,0,982,661_crop_detail_upscale

При помощи заслонок и вентилятора, электронный блок управления регулирует температурный климат салона, руководствуясь алгоритмами заложенными в его «мозг». Каждое сочетание направления и силы потока воздуха предварительно испытано для того чтобы не вызвать неприятных ощущений у пассажиров. Хороший климат-контроль всегда знает, что для вас «хорошо», а что плохо.

Как вы знаете, температурный диапазон, не причиняющий вреда здоровью человека, находится в пределах от +18° до +25°. Правильно настроенный климат-контроль работает именно в этом диапазоне. По этой причине сделать в салоне автомобиля в летний зной ниже чем +16° жару при +35° — вам вряд ли удастся, а если и получится, то только при неисправной или очень дешевой климатической системе с непременным ущербом для своего здоровья.

Подведем итоги

Необходимо отметить, что система автоматического поддержания климата в салоне автомобиля, она же всем известный — климат контроль — довольно не простая вещь. Хотя она имеет высокую стоимость, необходима в современном авто. Выбирая такие системы вам необходимо готовить себя к тому, что набор функций будет ограниченным. И может содержать множество конструктивных упрощений и детали сомнительного качества.

Касательно микроавтобусов и автобусов, то для того чтобы создать в них комфортные температурные условия, потребуется специальное оборудование. Все оборудование предусматривает работу в помещениях больших размеров. Чаще всего для этого используются простые кондиционеры (моноблочные или сплит-системы).

Сплит-система предусматривает установку в салоне подвесного(ых) блока(ов) испарителя, который(е) в режиме рециркуляции охлаждает(ют) или подогревают воздух в салоне. Сплит-система предусматривает установку конденсаторного узла, как под полом так и на крыше.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор. Специалист по ремонту автомобилей и автоэлектроники. Более 15 лет специализируюсь на установке и настройке бортовых компьютеров, парктроников и другой электроники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *