Обзор бортовых компьютеров

Обзор бортовых компьютеров

Как-то незаметно к нам подкрался новый век, век информационных технологий. И скажи нам кто-нибудь, ну хотя бы лет десять назад, что компьютеры займут такие основательные позиции в нашей жизни, мало кто в это поверил бы. Компьютер сегодня перестал быть вещью самодостаточной, вызывающей восторг и удивление, это повседневный инструмент для решения широкого круга задач. Компьютер нашел место и дома, и на работе.

У многих зреет логичный вопрос: а чем автомобиль хуже? Тем более что для многих автомобиль и работа, а зачастую и второй дом. Да и вообще за последние несколько лет в продукции российского автомобильного производства заметно прибавилось электронной начинки, и автомобилисту все сложнее управляться с ней в одиночку.

Именно для желающих жить с комфортом везде и всегда, в том числе и в собственном авто, ряд компаний разрабатывает и производит специальные устройства, которые способны заметно облегчить нелегкую жизнь автомобилиста. Называются такие устройства бортовыми компьютерами или маршрутными компьютерами.

index

ЧТО УМЕЕТ БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР?

Сказать, что бортовой компьютер способен на многое, означало бы не сказать ничего. Количество функций бортового маршрутного компьютера измеряется десяткам, а для некоторых моделей переваливает за сотню. Но не будем голословны и пройдемся хотя бы по основным из них.

МГНОВЕННЫЕ ПАРАМЕТРЫ маршрутного компьютера

Самое первое, на что способен бортовой компьютер, это отображать мгновенные параметры: текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру двигателя, температуру в салоне и температуру наружного воздуха, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т.д.

Многие возразят, что большинство этих значений можно увидеть по показанию индикаторов на панели приборов, и окажутся не правы. Точность показаний штатных систем оставляет желать лучшего, а самое главное, не поддается коррекции.

Скажем, при установке колес большего диаметра скорость вашего автомобиля при тех же оборотах двигателя будет выше. Однако штатный спидометр ничего не знает о ваших новых колесах и будет отображать неверную информацию. В то время как большинство бортовых компьютеров позволят внести коррективы в работу и сообщат вам об истинном значении скорости.

МАРШРУТНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

С бортовым компьютером становится доступной информация о текущем расходе топлива, среднем расходе на 100 км, расходе топлива за текущую поездку, времени поездки, пройденном пути. Некоторые БК умеют не только отображать информацию об уже совершенной поездке, но и помогут запланировать новую. Например, сообщат время, необходимое на преодоление заданного пути, рассчитают рекомендуемую скорость, сообщат о необходимом количестве бензина или о количестве километров, которые удастся преодолеть на остатке топлива в баке.

КОНТРОЛЬ НАД СИТУАЦИЕЙ

Возможность увидеть на экране ряд параметров — это приятно. Однако важно не только увидеть, но и вовремя среагировать на нештатную ситуацию. Здесь крайне полезной окажется возможность бортового компьютера постоянно контролировать ряд параметров и при необходимости оперативно сигнализировать об их изменении.

Скажем, при нарушении работы системы охлаждения или просто в очень жаркий день вы можете не заметить, что температура двигателя превысила норму. В этом случае есть большой риск «закипеть», что в конечном итоге обернется серьезными проблемами для вас и вашего авто. Бортовой компьютер ни на секунду не потеряет контроль над ситуацией и немедленно предупредит вас о перегреве двигателя звуковым сигналом.

Точно так же бортовой компьютер проконтролирует и предупредит о превышении рекомендуемой скорости движения, о значении бортового напряжения, об опасности образования гололеда на дороге, о необходимости очередного техобслуживания.

СЕРВИСНЫЕ ФУНКЦИИ И ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ

Для карбюраторных двигателей ряд бортовых компьютеров позволяет выполнять функцию октан-корректора: вводить поправку угла опережения при запуске двигателя и в рабочем режиме, оперативно изменять угол при переходе с бензина на газ, использовать многоискровый режим для облегчения запуска двигателя и т.д.

А для владельцев автомобилей с инжекторными двигателями бортовой компьютер превращается в личного автомеханика, который перед каждой поездкой произведет диагностику двигателя и узлов автомобиля и сообщит о наличии неполадок и причинах, вызвавших их.

КАК РАБОТАЕТ БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР?

Персональный компьютер, используемый нами в повседневной жизни, и автомобильный бортовой компьютер работают по схожей схеме. Компьютер получает некоторые исходные данные, обрабатывает их по заданной программе и выводит на экран в форме, понятной любому пользователю.

ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ

В случае с персональным компьютером все достаточно прозрачно. Данные вводятся с клавиатуры, сканера или считываются с носителей информации: жесткого диска, например. Откуда же берет информацию бортовой компьютер для автомобиля, и что она собой представляет? Все очень просто. Современный автомобиль просто кишит разного рода датчиками и блоками управления. Бортовой компьютер подключается в разрыв датчика уровня топлива, к датчику скорости, к цепи зажигания, к колодке диагностики, к датчику расхода топлива и другим штатным системам. То есть вся информация, которой оперирует бортовой компьютер, была в автомобиле и до появления оного. Но увидеть мы могли лишь ее малую часть.

ОБРАБОТКА ДАННЫХ

Здесь стопроцентная аналогия с обычным компьютером. В памяти автомобильного бортового компьютера заложена некая программа, которая обрабатывает полученные данные. Скажем, получив информацию с датчика уровня и датчика расхода топлива, компьютер делит одно значение на другое и дает возможность спрогнозировать пробег на остатке топлива. Точно так же и по ряду других параметров.

Самое главное, на что стоит обратить внимание при выборе бортового компьютера, это возможность вносить поправки в полученные данные. Как мы уже говорили, БК сам ничего не замеряет, всю информацию о процессах, происходящих с вашим авто, он получает от штатных систем. Как правило, информация эта обладает большой погрешностью. Как следствие все значения, вычисленные на основании неверных данных, будут иметь мало общего с действительностью.

Программа хорошего бортового компьютера позволяет подстроить показания по расходу топлива, расчету скорости и пробегу и т.д. Отсутствие данной функции не позволит получить достоверную информацию от вашего БК.

ОТОБРАЖЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ

Немаловажную роль играет способ отображения полученной и вычисленной информации. А это напрямую зависит от типа установленного дисплея.

Дисплей может быть цифровой, трех- или четырехразрядный. Для большей информативности этих дисплеев может быть два. Также встречаются модели с жидкокристаллическим дисплеем, похожие на те, что устанавливаются в мобильные телефоны. Бортовые компьютеры с этим типом дисплея наиболее удобны в использовании, однако их цена значительно выше.

Ниже вы можете прочитать экспертные отзывы о бортовых компьютерах на ВАЗ.

PILOT бортовой компьютер для карбюратора, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: для любых карбюраторных а/м ВАЗ, кроме ВАЗ 2115. Функции октан-корректора поддерживаются для бесконтактных систем зажигания с датчиком Холла, а для контактных систем совместно с адаптером PILOT PLUS.

МЕСТО УСТАНОВКИ: в место свободного выключателя.

ИНДИКАТОР: цифровой, четырехразрядный.

КАЛИБРОВКА: показаний оборотов двигателя, внутренней и наружной температуры, показаний уровня топлива под произвольный датчик уровня топлива.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: цифровой октан-корректор, «УОЗ при пуске», «УОЗ бензин-газ», режим «РЕЗЕРВ», «сушка свечей», «многоискровый режим», неравномерность оборотов вращения двигателя.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

РЕЖИМЫ РАБОТЫ: как правило, функциональность бортового компьютера PILOT для карбюраторных двигателей оставляет желать лучшего. Связано это прежде все со скудной электронной начинкой карбюраторных авто. Тем не менее у данной модели присутствуют практически все функции, что можно было предусмотреть для этого типа двигателей.

Прежде всего, режимы тахометр, вольтметр, часы, термометр. С помощью бортового компьютера можно просматривать значение оборотов двигателя, а также значение неравномерности оборотов, которое характеризует качество работы топливной системы, системы зажигания и газораспределения двигателя. Присутствует возможность установки границы предупреждения о превышении оборотов двигателя. Если значение оборотов двигателя превысит указанное, прозвучит непрерывный звуковой сигнал.

С помощью бортового компьютера PILOT можно в любой момент узнать величину бортового напряжения, а также прибор предупредит звуковым сигналом, если значение напряжения выйдет за пределы 10—15,5 В. Это позволит оперативно среагировать на возникшие неполадки в системе электропитания.

Режим часов дополнен возможностью просматривать время поездки. Эта функция, скорее всего, пригодится таксистам.

Бортовой компьютер PILOT оснащен двумя датчиками температуры, что дает возможность контролировать внутрисалонную температуру и температуру наружного воздуха. По аналогии с другими параметрами PILOT не просто отображает текущее значение, но и постоянно анализирует его. Так, если температура наружного воздуха находится в диапазоне от –3 до +1 градуса, есть возможность образования гололеда. В этом случае прибор подает непродолжительный звуковой сигнал, а на экране загорается индикация «GOLO».

Прибор позволяет контролировать остаток топлива в баке, а также прогнозировать пробег на остатке. Правда, средний расход топлива прибор не в состоянии определить сам. Его придется измерить «на глазок» и ввести вручную. Зато что касается остатка, тут прибор позволяет получить максимально точное значение. Для этого предусмотрен режим калибровки с четырьмя стандартными калибровочными таблицами. Если для автомобиля не подходят стандартные калибровочные таблицы, заложенные в память БК, можно создать свою. В этом случае бензин полностью сливают, после чего доливают его по три литра, а прибор в это время устанавливает соответствие между уровнем топлива в баке и соответствующим сигналом от датчика уровня топлива.

Бортовой компьютер PILOT оснащен продвинутым октан-корректором, позволяющим вводить как положительную, так и отрицательную задержку угла опережения. Причем различаются поправки в рабочем режиме и при запуске двигателя. Так, для облегчения запуска двигателя оптимальный угол опережения зажигания может отличаться от установленного для обычного режима работы. Величина УОЗ при старте двигателя подбирается индивидуально и обычно смещается в сторону более ранних углов. Установленный УОЗ будет действовать только в режиме пуска двигателя, когда обороты менее 420 об./мин. При запущенном двигателе будет действовать установленный рабочий УОЗ.

Наличие многоискрового режима также поможет в условиях затрудненного пуска. В этом режиме, при запуске двигателя, когда обороты менее 420 об./мин., на свечи зажигания вместо одной искры за каждый такт подается пачка искр. Число искр в пачке тем больше, чем ниже обороты двигателя. При запущенном двигателе многоискровой режим автоматически отключается.

Режим «резерв» служит для аварийного движения, в случае выхода из строя датчика Холла. Для этого PILOT подает на блок зажигания сигнал, имитирующий работу датчика Холла. Также этот режим используется для сушки свечей зажигания и проверки работоспособности ЭПХХ.

ИНДИКАЦИЯ: многочисленные параметры прибора отображаются на цифровом четырехразрядном дисплее. Без всякого сомнения, это вносит определенные трудности, особенно при первом знакомстве. Необходимо привыкнуть ко всем используемым сокращениям. Например «ПР.ОС», что означает пробег на остатке топлива в баке или «AdAП» — включение многоискрового режима. Однако после некоторой тренировки привыкаешь к такому способу отображения информации.

УПРАВЛЕНИЕ: осуществляется с помощью двух кнопок. Одновременное нажатие на них приводит к изменению уровня яркости дисплея. Одиночное используются для управления режимами работы.

Бортовой компьютер PILOT различает короткое и длинное нажатие на кнопки. Короткое нажатие приводит к появлению буквенной индикации текущего режима. Если нажать кнопку еще раз, это переведет к переключению режима работы прибора в циклической последовательности.

Длительное нажатие на кнопку приведет к обнулению либо к переходу в подрежим, если таковой предусмотрен.

Такая система управления, особенно на первых порах общения с прибором, не позволит обойтись без инструкции.

РЕЗЮМЕ

Универсальный бортовой компьютер PILOT , позволяющий «выжать» все возможное из карбюраторного авто. А для владельцев «классики» вообще настоящий подарок.

ВИРАЖ ПРЕСТИЖ бортовой компьютер 2110, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: для инжекторных а/м семейства ВАЗ-2110, с блоком управления «BOSCH M1.5.4», «BOSCH МР 7.0», «Январь 5.1» и «VS-5» (Ителма).

МЕСТО УСТАНОВКИ: в штатное место часов.

ИНДИКАТОР: жидкокристаллический, графический.

КАЛИБРОВКА: хода часов, датчика расхода топлива, датчика уровня топлива, датчика скорости.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: функция «маршрут», расчет затрат на эксплуатацию автомобиля, диагностика с выводом текстового описания кода ошибки, возможность подключения к ПК, возможность подключения голосового модуля для озвучивания дорожной и диагностической информации, отображаемой бортовым компьютером.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

РЕЖИМЫ РАБОТЫ: в бортовом компьютере ВИРАЖ ПРЕСТИЖ присутствуют все стандартные для БК функции. Это часы, будильник, таймер, измерение температуры, функции вольтметра, тахометра и т.д.

Помимо этого присутствует ряд необычных возможностей. Так, бортовой компьютер автоматически оповещает водителя звуковым сигналом и соответствующим текстовым сообщением о необходимости пройти очередное ТО при достижении соответствующего пробега.

Присутствует функция «оповещение». Пользователь может задать до десяти различных напоминаний. Условием выдачи оповещения может быть определенная календарная дата либо определенный пробег автомобиля (общий или относительный).

В бортовом компьютере ВИРАЖ ПРЕСТИЖ присутствуют такие функции, как «расход топлива», «скорость движения», «остаток топлива» и всевозможные производные от них. Причем в БК предусмотрены широкие возможности по корректировке данных, поступающих от штатных систем, что позволит получить максимально правильные показания.

Полезной может оказаться функция «маршрут». Перед началом поездки необходимо ввести протяженность пути и желаемое время прибытия. При этом компьютер рассчитает необходимую скорость движения, количество бензина, необходимое для поездки, и другие параметры, при этом они будут динамически обновляться в процессе движения.

В любой момент времени на бортовой компьютер ВИРАЖ ПРЕСТИЖ можно вывести на экран подробный отчет. Для этого предусмотрен одноименный пункт меню. Отчет может быть за день. Он содержит текущую дату, пробег, общий расход топлива, расход топлива на прогрев двигателя и во время простоев, время работы двигателя и время простоя с включенным двигателем, средний расход топлива (общий и без учета прогревов и простоев), а также фиксирует отклонения напряжения бортовой сети автомобиля от нормального состояния. Такой же отчет может быть сформирован и за другие промежутки времени. За месяц и за время с момента последней заправки. Ряд параметров может выводиться в виде графиков.

Присутствуют широкие возможности по диагностике двигателя. Начиная от просмотра параметров ЭБУ, таких как угол опережения зажигания, текущее положение регулятора холостого хода, положения дроссельной заслонки и т.д., заканчивая возможностью управлять рядом узлов. Например, подать команду на реле вентилятора радиатора, что позволит проконтролировать на слух включение вентилятора. Или же управлять регулятором холостого хода, задавая увеличение и уменьшение оборотов холостого хода.

Такая классическая функция диагностики, как просмотр ошибок ЭБУ, в этой модели дополнена выводом текстового описания ошибки и причин, ее вызвавших. То есть, чтобы понять, что означает тот или иной код, нет необходимости в наличии инструкции. БК выведет описание на экран.

ИНДИКАЦИЯ: для отображения многочисленных параметров в бортовом компьютере ВИРАЖ ПРЕСТИЖ используется большой жидкокристаллический графический дисплей. Этот тип дисплея наиболее информативен, так как позволяет отображать не только цифры и стилизованные пиктограммы, но и достаточно объемные тексты и даже графики.

УПРАВЛЕНИЕ: посредством графического меню карусельного типа, состоящего из 8 пунктов. Каждому пункту меню соответствует иконка. Под иконкой активного пункта выводится название. Перемещение по меню осуществляется четырьмя клавишами на передней панели: «влево», «вправо», «ввод» и «esc».

Помимо этого предусмотрены еще четыре горячие клавиши. Они служат для ускоренного доступа к наиболее часто используемым функциям компьютера. Их можно перепрограммировать по своему усмотрению.

РЕЗЮМЕ

Огромное количество функций в бортовом компьютере ВИРАЖ ПРЕСТИЖ, возможность тонкой настройки под конкретные условия эксплуатации, крайне удобное управление с помощью графического меню позволяют отнести данную модель к числу наиболее функциональных.

Единственной преградой в пользу выбора данной модели станет относительно высокая цена.

МК-10 бортовой (маршрутный) компьютер 2110, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: для инжекторных а/м семейства ВАЗ-2110, с блоком управления «BOSCH M1.5.4», «Январь 5.1».

МЕСТО УСТАНОВКИ: в штатное место часов.

ИНДИКАТОР: жидкокристаллический, четырехразрядная цифровая строка плюс группа иконок.

КАЛИБРОВКА: расхода топлива, хода часов.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: изменение цвета подсветки дисплея от зеленого до красного, предупреждение о не выключенных габаритах.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

РЕЖИМЫ РАБОТЫ: МК-10 бортовой (маршрутный) компьютер, имеет классическую возможность отображать текущее время и время поездки, а также играет роль секундомера. Очень полезным может оказаться режим корректировки хода часов. Это позволит добиться максимально точных показаний по этому параметру.

Функции вольтметра стандартные. В любой момент есть возможность вывести текущее значение бортового напряжения. Но в большинстве случаев это не понадобится, т.к. прибор автоматически контролирует напряжения и при выходе значения за допустимые пределы издаст предупреждающий звуковой сигнал. При этом на экране автоматически отображается текущее значение напряжения, а также иконки с изображением восклицательного знака и аккумулятора.

В режиме «скорость» имеется возможность увидеть текущую скорость и среднюю скорость за поездку. Скорректировать показания скорости нельзя. То есть прибор просто дублирует показания штатного спидометра, даже если они неправильные.

Прибор МК-10 оснащен одним датчиком температуры, который позволит узнать погоду «за бортом». Температура внутри салона не измеряется. Также прибор контролирует температуру двигателя и при опасности перегрева сигнализирует об этом звуковым сигналом и соответствующими иконками на экране.

Что касается расхода топлива, прибор позволяет узнать текущий расход, средний расход за поездку и общий расход за поездку. Приятно, что есть возможность скорректировать показания расхода. Т.к. со временем происходит загрязнение или износ форсунок, изменение давления в рампе и т.д., что приводит к ухудшению точности измерения штатными системами.

А что касается прогноза остатка, то здесь не все так гладко, как хотелось бы. Прибор не измеряет количество бензина в баке. Его приходится вводить вручную, после каждой заправки. Если этого не сделать, то функция прогноза будет недоступна.

Как и большинство бортовых (маршрутных) компьютеров для инжекторных двигателей, МК-10 оснащен функцией диагностики. В случае возникновения неполадок в системе на бортовом компьютере высвечивается код ошибки. Чтобы понять, какая это именно неполадка, необходимо обратится к инструкции, где приведены расшифровки кодов.

Помимо этого предусмотрен ряд дополнительных функций, необходимых во время сервисного обслуживания. МК-10 позволяет отобразить значение оборотов двигателя, положение дроссельной заслонки, положение регулятора добавочного воздуха, угол опережения зажигания, длительность импульса впрыска, массовый расход воздуха.

Необычной функцией является предупреждение о не выключенных габаритах. В случае если габариты включены, двигатель выключен, а дверь водителя открыта, прибор издаст предупредительный сигнал.

ИНДИКАЦИЯ: бортовой (маршрутный) компьютер МК-10 оснащен жидкокристаллическим дисплеем. Условно его можно разделить на три части. Во-первых, большая цифровая область, где отображаются численные значения параметров. Во-вторых, область, в которой указаны размерности отображаемых величин: V, км/час, L/100 и т.д. Плюс область иконок.

Все достаточно наглядно. Например, в режиме вольтметра в цифровой области «загорается» значение напряжения. Справа указана размерность — вольт. Внизу высвечивается изображение аккумулятора, что сразу дает понять, какой из измеряемых параметров отображен на экране.

Также дисплей оснащен подсветкой, причем цвет можно менять от зеленого до красного.

УПРАВЛЕНИЕ: осуществляется шестью кнопками. «Вверх» и «вниз» для выбора группы параметров, «вправо» желаемый параметр в группе, «+» и «-» служат для установки вводимых значений, «R» для сброса показаний.

В целом управление логичное и не вызывает нареканий.

РЕЗЮМЕ

Бортовой (маршрутный) компьютер МК-10 имеет слабые возможности по калибровке, отсутствие возможности измерять уровень топлива и как следствие отсутствие полноценной функции прогноза остатка — минусы этого бортового компьютера. Однако многим придется по вкусу удобное управление, большой жидкокристаллический экран и возможность изменять цвет подсветки дисплея по настроению.

НАВИГАТОР бортовой (маршрутный) компьютер 2110, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: для инжекторных а/м семейства ВАЗ-2110, с блоком управления «Январь 5.1», «BOSCH M1.5.4», «BOSСH MP 7.0», «BOSСH MP 7.9.7».

МЕСТО УСТАНОВКИ: в штатное место часов.

ИНДИКАТОР: жидкокристаллический, текстовый, двухстрочный.

КАЛИБРОВКА: датчика уровня топлива, датчика скорости, температурного датчика.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: расчет маршрута, диагностика с выводом текстового описания кода ошибки, предупреждение о не выключенных габаритах.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

РЕЖИМЫ РАБОТЫ: бортовой (маршрутный) компьютер НАВИГАТОР оснащен необходимым минимумом: часы, будильник, температура за бортом, бортовое напряжение, обороты двигателя. Помимо этого присутствуют такие функции, как текущий расход топлива, скорость движения, остаток топлива в баке и как следствие функция прогноза пробега на остатке топлива.

Немаловажным является тот факт, что компьютер позволяет откалибровать показания датчика уровня топлива. Можно установить вручную тип используемого датчика или выбрать автоматический режим. Также предусмотрена тарировка датчика скорости автомобиля.

Из необычных функций бортовой (маршрутный) компьютер НАВИГАТОР следует отметить возможность планирования маршрута. Компьютер по указанному расстоянию рассчитает время прибытия, остаток времени до прибытия, рекомендуемую скорость движения, количество топлива, необходимое для прохождения заданного маршрута. Также в любое время можно просмотреть статистику по уже совершенной поездке: время в движении, пройденный путь, максимальная скорость, общий расход топлива за поездку и т.д.

Функции диагностики состоят из возможности просматривать ряд параметров, таких как угол открытия дроссельной заслонки, положение регулятора холостого хода, угол опережения зажигания, температура охлаждающей жидкости и т.д. Изменять значения или управлять какими-либо узлами компьютер не позволяет. Также компьютер выводит информацию о текущих неполадках в работе двигателя, которая представляет собой текстовое описание кодов ошибок.

Компьютер отслеживает и напоминает о необходимости замены масла в двигателе, замены свечей, топливного фильтра и т.д., причем в любой момент можно просмотреть пробег до замены того или иного элемента.

ИНДИКАЦИЯ: используется двухстрочный текстовый дисплей. Благодаря нему пользоваться бортовым компьютером крайне удобно. Все надписи отображаются на русском языке.

УПРАВЛЕНИЕ: бортовым (маршрутным) компьютером НАВИГАТОР производится с помощью восьми кнопок. Две из них — «вправо» и «вниз» — используются для просмотра функциональных групп и просмотра параметров, относящихся к текущей функциональной группе.

«1000», «100», «10» и «1» — кнопки разрядности вводимых параметров. Например, при необходимости ввести число 1324 нужно нажать первую кнопку один раз, вторую — три, третью — два и последнюю — четыре. Эти клавиши используются для ввода параметров маршрута, а также для установки часов.

Кнопки «ОК» и «RES» соответственно ввод и сброс.

Все достаточно логично и не должно вызвать неудобства.

РЕЗЮМЕ

НАВИГАТОР достаточно сбалансированный бортовой компьютер. Ничего лишнего, в то же время все необходимые функции присутствуют.

ШТАБ 4.0 бортовой (маршрутный) компьютер 2110, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: для инжекторных а/м семейства ВАЗ-2110, с блоком управления «BOSCH M1.5.4», «Январь 5.1».

МЕСТО УСТАНОВКИ: в место свободного выключателя.

ИНДИКАТОР: цифровой, трехразрядный.

КАЛИБРОВКА: счетчика расхода топлива.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: принудительное включение вентилятора системы охлаждения.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

РЕЖИМЫ РАБОТЫ: набор функций бортового (маршрутного) компьютера ШТАБ 4.0 минимален. Есть возможность просмотреть общий расход топлива, мгновенный расход, расход на 100 км. Если показания вызовут подозрения, можно подстроить мгновенный и средний расход в пределах плюс-минус десять процентов.

Компьютер отображает скорость автомобиля, но возможности откалибровать это значение нет. То есть просто дублируется показание штатных систем. Полезной может оказаться функция просмотра максимальной скорости за последние 60 секунд, но, опять же, эти показания могут иметь существенную погрешность.

Присутствует возможность просмотреть температуру охлаждающей жидкости, а если есть необходимость, принудительно запустить вентилятор системы охлаждения. Для этого во время отображения температуры необходимо удерживать кнопку в течение 10 секунд. Правда, вентилятор можно только запустить, остановить его БК уже не в состоянии. Для остановки придется заглушить двигатель.

Бортовой (маршрутный) компьютер ШТАБ 4.0 выполняет функцию вольтметра, отображая текущее показание напряжения. Есть даже функция предупреждения о выходе напряжения за допустимые пределы. В случае внештатной ситуации экран компьютера начинает менять яркость. Такое же предупреждение выдаст компьютер при перегреве двигателя. Но заметит ли вовремя водитель такое предупреждение, остается под вопросом.

Диагностические функции сводятся к просмотру таких параметров, как положение дроссельной заслонки, частота оборотов, коэффициент коррекции времени впрыска и ряда других значений, в том числе кодов ошибок, которые можно получить от штатного ЭБУ по диагностической линии. Изменять какие-либо параметры нельзя.

ИНДИКАЦИЯ: на трехразрядном цифровом дисплее попеременно отображаются текущей режим работы и числовое значение параметра. Причем за неимением места названия режимов представляют собой сокращения вида «F-1», «d-2» и т.д. Что означают эти названия, можно узнать только из инструкции, т.к. никакой аналогии между отображаемыми символами и содержанием режима нет. Например, «F-3» — температура двигателя, «d-10» — угол опережения зажигания и т.д.

УПРАВЛЕНИЕ: бортового (маршрутного) компьютера ШТАБ 4.0 осуществляется с помощью одной кнопки. Для того чтобы воспользоваться некоторыми функциями, необходимо во время отображения определенного параметра удерживать кнопку нажатой. Так, для изменения уровня яркости индикатора необходимо длительно удерживать кнопку в режиме отображения скорости автомобиля. Для выхода из некоторых режимов необходимо выключить зажигание. В общем, логики очень мало. Скорее всего, владелец такого бортового компьютера будет вынужден постоянно обращаться к инструкции по эксплуатации за помощью.

РЕЗЮМЕ

ШТАБ 4.0 — бортовой компьютер без изысков. Основное достоинство — низкая цена.

ШТАТ 112-ТРОПИК бортовой (маршрутный) компьютер ВАЗ 2110, тест

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ: Бортовой компьютер для ВАЗ-2110, ВАЗ 2112, с блоком управления «Январь 5.1», «BOSCH M1.5.4» и «VS-5.1» (Ителма).

МЕСТО УСТАНОВКИ: в штатное место часов.

ИНДИКАТОР: жидкокристаллический, текстовый, двухстрочный.

КАЛИБРОВКА: хода часов, расхода топлива, датчика уровня топлива, температурного датчика.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ: календарь, «мультидисплей», «плазменный запуск», «тропик».

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ

РЕЖИМЫ РАБОТЫ: бортовой (маршрутный) компьютер ШТАТ 112-ТРОПИК для ВАЗ 2110, ВАЗ 2112 имеет часы, будильник, отображает температуру воздуха, а также оснащен календарем. Помимо этого присутствуют такие функции, как текущий расход топлива, скорость движения, остаток топлива в баке и как следствие прогноз пробега на остатке топлива.

Компьютер позволяет откалибровать показания датчика уровня топлива и показания расхода топлива. А вот отрегулировать датчик скорости автомобиля — возможности нет.

Бортовой (маршрутный) компьютер ШТАТ 112-ТРОПИК в зависимости от пробега информирует о необходимости проведения технического обслуживания. Периодичность замены по умолчанию задана в соответствии с вазовскими нормами, но может быть скорректирована водителем.

Имеется функция диагностики с выводом на экран текстового описания кода ошибки. Это позволит отказаться от использования инструкции по эксплуатации при возникновении ошибок.

Оригинальной функцией является «плазменный запуск», суть которой в подаче на электроды свечей зажигания высоковольтных импульсов. За счет этого на свечах выделяется энергия, разогреваются электроды свечей и их изоляторы. После такой подготовки в несколько раз снижается вероятность отказа двигателя запускаться в сильный мороз или в условиях повышенной влажности.

В летнюю жару полезной окажется функция «тропик», позволяющая водителю управлять порогом температуры двигателя, при превышении которого включается электровентилятор системы охлаждения.

ИНДИКАЦИЯ: используется двухстрочный текстовый дисплей. В верхней строке отображается название текущей группы параметров, в нижней строке — название параметра и его числовое значение. При этом надписи отображаются на русском языке.

Также предусмотрен режим «мультидисплей», когда на экран одновременно выводится шесть основных параметров: текущее время, температура двигателя, мгновенный и средний расход топлива, количество топлива в баке и прогноз пробега на остатке. Этот режим достаточно удобен и будет востребован во время движения, так как позволяет сразу увидеть ряд необходимых параметров, не отвлекаясь при этом на переход по многочисленным пунктам меню.

Следует отметить, что дисплей имеет подсветку с регулируемым уровнем яркости. Это еще больше облегчает использование бортового (маршрутного) компьютера ШТАТ 112-ТРОПИК .

УПРАВЛЕНИЕ: производится с помощью четырех кнопок. Левая клавиша служит для доступа к функциям часов, будильник, календаря, термометра. Группа из трех кнопок используется для доступа к остальным функциям компьютера. Причем кнопка посередине предназначена для переключения между группами параметров, а кнопки «влево» и «вправо» — для перебора функций внутри группы. Одновременное нажатие «влево» и «вправо» переводит компьютер в режим коррекции или сброса значения, отображаемого на дисплее.

РЕЗЮМЕ

бортовой (маршрутный) компьютер ШТАТ 112-ТРОПИК Функционально сбалансированный бортовой (маршрутный) компьютер с разумной ценой. Имеет ряд оригинальных функций, таких как «мультидисплей», «плазменный запуск», и «тропик».

Ложкой дегтя стало отсутствие возможности скорректировать показания датчика уровня топлива.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автор. Специалист по ремонту автомобилей и автоэлектроники. Более 15 лет специализируюсь на установке и настройке бортовых компьютеров, парктроников и другой электроники.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *